ГБУЗ "Кузбасский клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины"

10. Несчастные случаи и чрезвычайные происшествия в спорте

1. Ответственность руководителей

В сферу ответственности, возлагаемую на руководителей учебных заведений и спортивных организаций, организаторов спортивных, туристских и альпинистских лагерей, учебно-тренировочных сборов и соревнований, входят:

  1. Подбор кадров тренерско-преподавательского и инструкторского состава, а также технического персонала.
  2. Финансовое и материальное обеспечение учебно-тренировочного процесса и проведения спортивных мероприятий.
  3. Обеспечение технического состояния мест занятий и соревнований, спортивного оборудования.
  4. Наличие и эффективность работы защитных и спасательных средств, в том числе противопожарных.
  5. Наличие медицинского обслуживания, включая при необходимости меди­цинский транспорт.
  6. Прием, размещение, питание, обеспечение безопасности, транспортировка уча­стников мероприятий, тренеров и судей.
  7. Прием, размещение и обеспечение безопасности зрителей.
  8. Соблюдение санитарных правил при организации мест занятий по физической культуре и спорту, а также правил эксплуатации спортивных сооружений, основные положения которых выглядят следующим образом:
  • не допускать перегрузки мест занятий, строго соблюдать установленные гигиенические нормы площади на одного занимающегося;
  • исключить возможности потоков встречного движения на катках, велотреках, беговых дорожках, категорически исключить метания, прыжки с вышки одновременно нескольких спортсменов;
  • оградить от зрителей места занятий и соревнований барьерами, перегородками, сетками, в том числе места метаний, старта и финиша лыжных, горнолыжных, велосипедных, мотоциклетных и автомобильных соревнований.

Руководители, администраторы и организаторы в сфере физической культуры и спорта прежде всего несут ответственность за подбор и прием на работу тренерского, преподавательского, инструкторского и технического персонала, которые должны иметь высокий уровень квалификации. В российской Федерации в отличие от многих стран не отлажена система лицензирования тренерского, преподавательской работы в спорте и физическом воспитании. Результаты анкетирования тренеров по видам спорта, а также работников физкультурных и спортивных организаций, занимающихся на факультетах квалификации, показывают, что число лиц, не имеющих базового физкультурного образования, колеблется среди них от 10 до 35%, а в группах тренеров по восточным единоборствам доходит до 85%. В основе такого положения – причины организованного, экономического и правового порядка, но, главное – укоренившийся предрассудок, что любой спортсмен, овладевший несколькими приемами данного вида спорта и добившийся каких – либо результатов, автоматически может быть допущен к тренерской работе.

Федерации карате, таэквон – до и др. в нарушение законодательства создают свои школы и выдают выпускникам дипломы на право ведения тренерской работы, не имеющие юридической силы. Федеральным законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 29 апреля 1999 г. (ст.28) установлено, что к профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются только лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности «физическая культура и спорт», выданные образовательными учреждениями, или разрешения, выданные в установленном порядке соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Законодательством должно быть установлено, что основанием для заключения контракта на проведение тренерско-преподавательской работы должен быть диплом физкультурного учебного заведения, а для специалистов, ранее допущенных к тренерской работе, основанием для продления контракта должно быть или наличие диплома, или обучение в физкультурном учебном заведении. Необходимо установить, что ответственность за жизнь и здоровье занимающихся должны нести или тренер-преподаватель, если он дипломированный специалист, или должностное лицо, принявшее на педагогическую работу человека, не имеющего специального профессионального образования.

К инструкторской работе по туризму, альпинизму и техническим видам спорта могут быть допущены только специалисты, окончившие соответствующие школы инструкторов.

2. Ответственность тренерского, преподавательского и инструкторского состава.

При несчастных случаях и чрезвычайных происшествиях в спорте тренерско-преподавательский и инструкторский состав несет ответственность, если доказаны:

  1. Отсутствие должного планирования учебно-тренировочного процесса и мето­дические ошибки в построении занятий, форсирование подготовки спортсменов, нарушение дидактических принципов последовательности и постепенности.
  2. Отсутствие проверки качества спортивного оборудования и безопасности мест занятий, а также наличия у занимающихся защитного инвентаря и снаряжения.
  3. Отсутствие должной страховки при проведении учебно-тренировочных занятий и в процессе соревнований.
  4. Недостаточная компетенция при использовании в учебно-тренировочном процессе упражнений из других видов спорта.
  5. Низкая дисциплина на учебно-тренировочных занятиях.
  6. Отсутствие контроля за количеством занимающихся в начале, в процессе и конце занятий.
  7. Отсутствие данных врачебного контроля и должной связи с врачом, осуществляющим медицинское наблюдение.
  8. Допуск к занятиям и соревнованиям лиц, не прошедших медицинский контроль, а также не закончивших полностью курс лечения после травм, заболеваний или хирургических вмешательств.
  9. Отсутствие необходимой доврачебной помощи пострадавшему и его несвоевременная доставка в лечебное учреждение.
  10. Предложение спортсмену использовать в процессе тренировки или соревнования средств, относящихся к допингам.
  11. Привлечение занимающихся, спортсменов к хозяйственным, строительным, монтажным работам на спортивном сооружении без соблюдения необходимых мер безопасности.

Тренер, преподаватель или инструктор, который не обеспечил безопасность занимающихся, в результате чего произошла тяжелая травма или серьезное заболевание (при наличии доказательств связи этого заболевания с занятиями спортом), может быть привлечен к ответственности по ст. 118 Уголовного кодекса Российской Федерации (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности) как за деяние или бездействие, совершенное вследствие ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей, и быть наказанным по решению суда ограничением свободы на срок до 4 лет или лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (или без такового).

Причинение же смерти по неосторожности в соответствии со ст. 109 Уголовного кодекса наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет или лишением свободы на тот же срок.

Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а равно причинение смерти по неосторожности двум и более лицам наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

3. Ответственность самих занимающихся.

Понятие «ответственность самих занимающихся» предусматривает следующие положения:

  1. Несоблюдение техники безопасности и правил данного вида спорта.
  2. Попытка выполнить самостоятельно упражнение без достаточной физиче­ской и технической подготовки.
  3. Сокрытие от врача, тренера, товарищей по группе (команде) травмы или заболевания.
  4. Использование в тренировочном процессе и на соревнованиях фармакологических препаратов и процедур, относящихся к допингам.
  5. Произвольное изменение утвержденного маршрута туристского похода или альпинистского восхождения.
  6. Самостоятельный выход на опасную тренировку, в поход или прохождение без оповещения тренера.
  7. Самостоятельное использование разрешения и необходимого средств технических видов спорта: оружия, акваланга, дельтаплана и т.п.
  8. Самостоятельное плавание в незнакомом месте без соблюдения мер предосторожности.
  9. Небрежность и неаккуратность в подготовке и использовании спортивного инвентаря, защитного и спасательного снаряжения.
  10. Недисциплинированность, шутки и розыгрыши, повлекшие за собой травму или несчастный случай.

4. Порядок рассмотрения и анализ причин чрезвычайных происшествий и несчастных случаев в спорте.

Существует отработанный годами порядок создания и работы комиссий по расследованию причин чрезвычайных происшествий и несчастных случаев.

В комиссию включаются опытные приоритетные тренеры – преподаватели вида спорта, врач представитель организации. В соответствии с вышеуказанным Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г., пострадавший имеет право на личное участие в расследовании.

Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на участке где произошел несчастный случай в комиссию не включается. Комиссия утверждается приказом.

Руководитель комиссии составляет план работы и распределяет обязанности среди ее членов. Комиссия, прибывшая на место, например в спортивную школу, докладывает руководству школы цели и задачи комиссии, ее состав с указанием должности и места работы каждого, предполагаемые сроки работы, а также форму подведения и сообщения коллективу школы итогов. Получив разрешение руководства школы, комиссия приступает к работе.

Для анализа причин несчастного случая в спорте рекомендуется следующий план, по которому, как правило, и составляется итоговый документ:

  • состав комиссии с указанием фамилий, должностей и стажа работы по специальности (по сути дела, это характеристика экспертов);
  • наименование спортивной организации (школы, клуба, спортивного лагеря) с указанием его подчиненности, руководящий состав школы;
  • дата и время, когда произошел несчастный случай;
  • данные о потерпевшем: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место учебы (класс, курс), работы, спортивная принадлежность, спортивная подготовленность;
  • обстоятельства несчастного случая (по возможности, со слов потерпевшего) со слов свидетелей, первая доврачебная помощь, обстоятельства и время транспортировки в лечебное учреждение;
  • клиническая оценка несчастного случая, диагноз, заключение врача;
  • гигиеническая характеристика места занятий (соревнований): температура воздуха, воды, освещенность, скорость ветра и т.д. (в зависимости от вида спорта);
  • условия занятий (соревнований): состояние беговой дорожки, трассы, футбольного поля, игровой площадки, снежного покрова, техническое состояние оборудования (в зависимости от вида спорта), спортивного инвентаря и формы потерпевшего, наличие защитного снаряжения;
  • наличие спасательных средств, средств защиты и безопасности, их техническое состояние и готовность к использованию (на момент несчастного случая);
  • данные о тренерско–преподавательском (инструкторском) составе данной группы, секции, школы: фамилия, имя, отчество, возраст, образование, специальность, стаж работы по данной спортивной специализации, продолжительность работы с данной группой (командой), спортсменом (данные проверяют по официальным документам);
  • наличие и содержание документации планирования и учета учебно – тренировочной работы, журнала посещаемости занятий, содержания занятий, адресных данных занимающихся;
  • наличие данных врачебного контроля, физической подготовленности, результатов спортивных соревнований;
  • соответствие выполняемых упражнений (физической нагрузки) физической и спортивной подготовленности занимающихся;
  • выводы и предложения.

Члены комиссии должны присутствовать на нескольких учебно–тренировочных занятиях, поскольку педагогическое наблюдение поможет сделать объективные выводы о состоянии учебной работы в данной школе, секции, команде, подготовленности тренерско–преподавательского состава, физической и спортивно–технической подготовленности занимающихся, уровне дисциплины.

Если несчастный случай произошел на занятии (соревновании), проводимом на арендованном спортивном сооружении, акт составляется той организацией, которая проводила занятия (соревнования). В состав комиссии может быть включен представитель этого спортивного сооружения.

Следует учитывать, что члены комиссии не являются представителями правоохранительных органов и не имеют права допроса свидетелей, они лишь имеют право опросить тренерско–преподавательский состав, обслуживающий персонал, самих занимающихся об обстоятельствах несчастного случая. Те, в свою очередь, имеют право не отвечать на вопросы членов комиссии но, как правило, и тренеры, и спортсмены свободно идут на контакт с членами комиссии - опытными и известными тренерами и преподавателями. Практика показывает, чем корректнее и уважительнее относятся проверяющие к преподавателям, обслуживающему персоналу и спортсменам данной спортивной школы (клуба, секции), тем больше и достовернее будет представляемая им информация.

Если при подготовке выводов и предложений мнения членов комиссии расходятся, не совпадают, в частности по оценке какого-либо факта, то это обстоятельство должно быть отражено в акте как особое мнение. Акт должен быть официально представлен и согласован с руководством проверяемой организации (школы, клуба, команды). При несогласии с выводами комиссии к акту прилагается особое мнение руководства. Однако многолетняя практика показывает, что если в составе комиссии - высокопрофессиональные тренеры и преподаватели, то разногласий и протестов против их выводов не бывает. Результаты проверки должны быть оглашены на преподавательском (тренерском) совете школы, клуба, федерации, на собрании команды, выслушать мнение участников собрания.

Если при рассмотрении обстоятельств несчастного случая прослеживается чья-то вина или имела место гибель человека, то по данному факту правоохранительными органами может быть возбуждено уголовное дело в соответствии со статьей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, начаты предусмотренные законодательством следственные действия, возможно назначение экспертов. В любом случае, акт комиссии по служебному расследованию причин чрезвычайного происшествия в правоохранительных органах будет приобщен к делу как акт экспертизы. Это обстоятельство накладывает на членов комиссии и руководство доверяемой организации особую ответственность.