ГБУЗ "Кузбасский клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины"

5. Врачебно–педагогические наблюдения в процессе занятий физкультурой и спортом

strict warning: Only variables should be passed by reference in C:\inetpub\kemfizkult\modules\book\book.module on line 559.

Совместная работа врача и тренера – это основа эффективности учебно–тренировочного процесса. Важная роль в этом процессе принадлежит врачебно–педагогическим наблюдениям (ВПН), которые проводятся врачом совместно с преподавателем физкультуры или тренером.

Оценка двигательной активности на занятиях определяется путем вы­числения общей и моторной плотности урока. При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснение тренера, перестроение, расстановку и уборку спортив­ного инвентаря. За вычетом времени, затраченного на простой детей по вине преподавателя, не оправданные ожидания, восстановление нарушен­ной дисциплины. Это, так называемое, полезное время. Общая плотность есть отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять в норме 80-90% занятия.

Моторная плотность - это отношение времени непосредственно за­трачиваемого детьми на выполнение движений ко времени всего занятия, выраженное в %. Моторная плотность должна быть не менее 75-80%.

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторения. При подборе упражнений следует ориентироваться на сдвиги ЧСС, которые отражают влияние физической нагрузки на организм и имеют прямую связь с энер­гообеспечением мышечной деятельности.

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят изме­рение ЧСС за 10 с. до занятия, после подготовительной части, после об-щеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, за­ключительной части и восстановительного периода.

На основании эти измерений строят физиологическую кривую занятия

  • графическое изображение динамики ЧСС. Максимум ЧСС обычно при­ходится на основную часть, ее под часть подвижные игры, что объясняется увеличением физической нагрузки и эмоциональным возбуждением.
  • В подготовительной части ЧСС должна увеличиться на 15-20%, в основной
  • на 50-60%, до 70-90% при подвижной игре, в заключительной части - на 5-10%. Через 2-5 минут после занятия ЧСС должна вернуться к исходному уровню.  

Большое значение имеет определение внешних признаков утомления (табл. 4.8). Если у большинства детей имеют место выраженные признаки утомления, нужно задуматься о соответствии предлагаемой физической нагрузки уровню физической и функциональной подготовленности детей и подростков.

Схема оценки степени утомления (С.Н.Кучкин и В.М.Ченегин, 1981)

Симптомы Степень утомления Признаки не довосстановления после предельных нагрузок
Легкая Средняя Сильная
Окраска кожи Легкое покраснение Сильное покраснение Очень сильное покраснение или необычная бледность Бледность сохраняется в течение нескольких дней
Потоотделение Легкое или среднее в зависимости от температуры среды Сильное выше пояса Очень сильное
в том числе и ниже пояса
Потение ночью
Движения Уверенные Увеличение количества ошибок, появление неуверенности Дискоординация, вялость, стабильная неточность, явные ошибки, «шатающиеся» движения Нарушение в движениях и бессилие в занятиях через 24-48 ч. отдыха, сниженная точность
Внимание Нормальное полное внимание, безошибочно выполняет указания Невнимательность, не точно выполняет указания Сильно сниженная сосредоточенность и замедленная реактивность, нервозность, воспринимает лишь громкие команды Невнимательность, неспособность к исправлению ошибок, неспособность сосредоточиться при умственной работе через 24-48 ч.
Общее самочувствие Нет жалоб, выполнение всех заданий на тренировке Мышечная слабость, затрудненное дыхание, нарастающее бессилие, явно пониженная работоспособность Свинцовая тяжесть в мышцах и суставах, головокружение, тошнота или рвота, «жжение» в груди, «кислое» состояние Расстройство засыпания боль в мышцах и суставах, бессилие понижение физической и умственной работоспособности и сна, учащение ЧСС через 24 ч.
Готовность к движениям Стойкое желание продолжать тренировку Пониженная активность, стремление затягивать отдых, но готовность продолжать тренировку Желание полного покоя и прекращения тренировки, «капитуляция» Нежелание возобновлять тренировку на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера
Настроение Приподнятое, радостное «Приглушенное», радостное при успехе, радость по поводу предстоящей тренировки Сомнения в ценности и смысле занятий перед новой тренировкой Подавленность, сомнение в ценности тренировок, поиск причин для пропуска тренировки