ГБУЗ "Кузбасский клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины"
ГБУЗ "Кузбасский клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины"
Совместная работа врача и тренера – это основа эффективности учебно–тренировочного процесса. Важная роль в этом процессе принадлежит врачебно–педагогическим наблюдениям (ВПН), которые проводятся врачом совместно с преподавателем физкультуры или тренером.
Оценка двигательной активности на занятиях определяется путем вычисления общей и моторной плотности урока. При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснение тренера, перестроение, расстановку и уборку спортивного инвентаря. За вычетом времени, затраченного на простой детей по вине преподавателя, не оправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Это, так называемое, полезное время. Общая плотность есть отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять в норме 80-90% занятия.
Моторная плотность - это отношение времени непосредственно затрачиваемого детьми на выполнение движений ко времени всего занятия, выраженное в %. Моторная плотность должна быть не менее 75-80%.
Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторения. При подборе упражнений следует ориентироваться на сдвиги ЧСС, которые отражают влияние физической нагрузки на организм и имеют прямую связь с энергообеспечением мышечной деятельности.
Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение ЧСС за 10 с. до занятия, после подготовительной части, после об-щеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, заключительной части и восстановительного периода.
На основании эти измерений строят физиологическую кривую занятия
Большое значение имеет определение внешних признаков утомления (табл. 4.8). Если у большинства детей имеют место выраженные признаки утомления, нужно задуматься о соответствии предлагаемой физической нагрузки уровню физической и функциональной подготовленности детей и подростков.
Схема оценки степени утомления (С.Н.Кучкин и В.М.Ченегин, 1981)
Симптомы | Степень утомления | Признаки не довосстановления после предельных нагрузок | ||
Легкая | Средняя | Сильная | ||
Окраска кожи | Легкое покраснение | Сильное покраснение | Очень сильное покраснение или необычная бледность | Бледность сохраняется в течение нескольких дней |
Потоотделение | Легкое или среднее в зависимости от температуры среды | Сильное выше пояса | Очень сильное в том числе и ниже пояса |
Потение ночью |
Движения | Уверенные | Увеличение количества ошибок, появление неуверенности | Дискоординация, вялость, стабильная неточность, явные ошибки, «шатающиеся» движения | Нарушение в движениях и бессилие в занятиях через 24-48 ч. отдыха, сниженная точность |
Внимание | Нормальное полное внимание, безошибочно выполняет указания | Невнимательность, не точно выполняет указания | Сильно сниженная сосредоточенность и замедленная реактивность, нервозность, воспринимает лишь громкие команды | Невнимательность, неспособность к исправлению ошибок, неспособность сосредоточиться при умственной работе через 24-48 ч. |
Общее самочувствие | Нет жалоб, выполнение всех заданий на тренировке | Мышечная слабость, затрудненное дыхание, нарастающее бессилие, явно пониженная работоспособность | Свинцовая тяжесть в мышцах и суставах, головокружение, тошнота или рвота, «жжение» в груди, «кислое» состояние | Расстройство засыпания боль в мышцах и суставах, бессилие понижение физической и умственной работоспособности и сна, учащение ЧСС через 24 ч. |
Готовность к движениям | Стойкое желание продолжать тренировку | Пониженная активность, стремление затягивать отдых, но готовность продолжать тренировку | Желание полного покоя и прекращения тренировки, «капитуляция» | Нежелание возобновлять тренировку на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера |
Настроение | Приподнятое, радостное | «Приглушенное», радостное при успехе, радость по поводу предстоящей тренировки | Сомнения в ценности и смысле занятий перед новой тренировкой | Подавленность, сомнение в ценности тренировок, поиск причин для пропуска тренировки |